Сколиоз у детей. Причины и лечение

Содержание статьи Сколиоз – искривление позвоночника во фронтальной области. Это ситуация, в которой позвоночник отклоняется вправо или влево в форме дуги. Если нарушение осанки связано только с тонусом мышц, то с ним можно справиться. Для этого нужно убрать повреждающий фактор, который повлиял на человека.    Сколиозная осанка может быть не только у детей, но и у взрослых. Причиной – нагрузка на одну сторону и отсутствие ее на другую. К примеру, если носить сумку всегда в одной руке или сидеть, наклонившись на одну сторону, возникает сколиоз. Сколиозную осанку можно исправить с помощью массажа. На лечение уйдет 3-4 месяца. Чтобы получить нужный результат, кроме массажа, необходимо заниматься плаванием, делать гимнастику, и тогда проблема решится достаточно быстро.    Сколиоз – это системное заболевание соединительной ткани. При сколиозе происходит искривление позвоночника во фронтальной плоскости с торсией, то есть скручиванием тел позвонков.    Сколиоз может быть торсионным, когда тело одного или нескольких позвонков деформируется, как бы скручивается. Такую кость невозможно исправить, массаж и гимнастика тут не помогут. Поэтому торсионный сколиоз является более сложным и требует более длительного лечения.    Сколиоз может быть ротационным: происходит ротация одного позвонка относительно другого. Такая ситуация может возникнуть от нарушения осанки, когда мышцы долго находятся в асимметричном тонусе: они могут потянуть за собой позвонок, из-за чего происходит ротация тела позвонка относительно другого тела позвонка.  

Причины сколиоза

Основной причиной сколиотической осанки является нарушение мышечного тонуса. Он мышц возникает по причине перинатальной энцефалопатии. Любые поражения головного мозга, которые произошли в перинатальный период (с 27 недели беременности до 7 дня жизни ребенка) происходят из-за гипоксии (нарушения доставки кислорода к мозгу).     Причины возникновения гипоксии:
  • железодефицитная анемия у матери;
  • лекарственная нагрузка матери, то есть если беременная женщина принимает тяжелые лекарственные препараты, прием которых не согласован с гинекологом;
  • наркомания;
  • курение;
  • алкоголизм матери;
  • частые прерывания беременности, которые предшествуют данной беременности, приведут к нарушению кровоснабжения и к нехватке кислорода, причем гипоксия плода может возникнуть практически с самого начала беременности;
  • обвитие пуповиной;
  • рождение в оболочках околоплодного пузыря;
  • резкое разгибание головки;
  • поражение дыхательного центра (если не сразу раскрылись легкие);
  • если ребенок родился недоношенным, так как при преждевременных родах легкие могут раскрыться не сразу, поэтому возникает гипоксия или асфиксия (полное отсутствие кислорода), чем дольше новорожденный остается без кислорода, тем сильнее будут последствия;
  • плоскостопие;
  • несвоевременное лечение дисплазии;
  • травмы могут стать причиной развития тяжелого сколиоза 3 или 4 степени. А также травмы могут стать причинами остеохондроза, грыжи, что может привести к искривлению позвоночника;
  • неправильные упражнения для детей на уроках физкультуры;
  • рахит;
  • нарушение слуха и зрения;
  • малоподвижный образ жизни.
  Симптомами “вялой осанки” могут быть головные боли, быстрая утомляемость, пониженный уровень внимательности, искривление позвоночника. Искривление позвоночника в последствии может перерасти в сколиоз. Это связано с тем, что на фоне искривления происходят ротационные изменения позвонков.   

Виды сколиоза

Сколиоз можно различать по форме позвоночника. Они могут быть сложные и простые.    Самый простой – это когда позвоночник изгибается дугой вправо или влево, и изгиб одной дуги составляет не более 5-10 градусов. В этом случае сколиоз будет С-образный, одна дуга искривления. Если дуга уходит более чем на 7-10 градусов, идет образование второй дуги. Появляется дуга “противодействия”, которая помогает человеку удержаться и не падать на один бок. В таком случае определение сколиоза производится по той дуге, которая образовалась первой.    Есть сколиозы, которые сразу образуют две дуги, их называют S-образный сколиоз. В этом случае чаще всего страдает грудной отдел и поясничный отдел. Прогрессирование такого сколиоза зависит от того, насколько эти две дуги уравновешены. Если одна дуга уравновешивает вторую, то развитие сколиоза может замедлиться. К сожалению, замедление происходит не всегда: есть сколиозы, которые прогрессируют постоянно.

Виды сколиоза

Существую сколиозы, которые имеют три дуги искривления, например, в шейно-грудном, в грудном отделе и в поясничном. Наиболее часто, сколиоз с тремя дугами искривления встречается у очень высоких молодых людей. К примеру, у ребенка уже есть S-образный сколиоз и он очень быстро пошел в рост, поэтому на фоне слабых мышц и быстрого роста позвоночника происходит образование третьей дуги. Иногда это может случиться при диспластическом сколиозе, когда произошло исправление оперативным путем одной дуги и второй дуги, может произойти образование третьей дуги. А также в случае, когда две дуги были закреплены путем двух операций и образуется третья дуга. Это случается по причине того, что диспластические сколиозы прогрессируют постоянно. А также диспластический сколиоз часто появляется у недоношенных детей, у детей, рожденных вдвойне. Если дети из двойни и родились недоношенными за счет неполного развития соединительной ткани внутриутробно, то диспластические изменения будут прогрессировать с первого года жизни ребенка. К 4-5 годам такие дети могут стать инвалидами.   Существуют полиомиелитические сколиозы. Благодаря прививкам, у нас сейчас практически нет полиомиелита и параличей на этом фоне. Когда возникает паралич на фоне полиомиелита, то позвоночник уходит в сторону дугой в направлении парализованных мышц.   

Как прогрессирует сколиоз?

  При отсутствии лечения сколиоз быстро прогрессирует. Первая степень сколиоза дает искривление до 10 градусов, в это время искривление незаметно и его никто не видит. В этой ситуации одно плечо может быть выше другого, но никто из семьи не заостряет на этом внимание.    Вторая степень сколиоза: искривление позвоночника уходит дугой, и угол искривления доходит до 30 градусов. В этом случае формируется реберный горб с одной стороны и мышечный валик с другой стороны. Эти изменения можно заметить, если внимательно вглядеться. Например, ортопед сразу заметит такие изменения, но на этом этапе развития сколиоза не все догадываются обратиться к врачу. Когда искривление позвоночника приближается к 30 градусам, то уже появляются некоторые симптомы сколиоза, на которые следует обратить внимание. У ребенка начинает болеть спина, становятся скованными некоторые движения, ребенку становится тяжело играть вместе со сверстниками в подвижные игры. Физическая нагрузка переносится тяжело.    Третья степень искривления: искривление достигает 50 градусов. Тут уже появляется реберный горб с одной стороны, деформация грудной клетки, за счет скручивания изменяется положение внутренних органов. Все это приводит к нарушению органов дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем, так как сердцу становится тяжело работать: оно недополучает кислород из-за нарушения работы легких. В нашем организме все взаимосвязано. Происходят нарушения нервной системы, так как  такое положение тела дает нарушение работы со стороны мозга. Появляются такие симптомы, как быстрая утомляемость, нарушение зрения, мелькание в глазах, шум в ушах, снижается работоспособность, постоянные головные боли, отечность по утрам из-за пережатых мышцами сосудов.   Четвертая степень сколиоза: искривление позвоночника становится уже более 50 градусов. происходит нарушение работы всех органов и систем, это грубейшая деформация, которая приводит к различным комплексам, так как искривление уже видно даже в одежде. Ребенок или подросток стесняется раздеться на пляже, страдает его психологическое состояние. При небольшой физической нагрузке появляется одышка, тяжелейшие головные боли, боли в спине, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. За счет искривлений уменьшается рост ребенка. Пропадает возможность съесть более трех ложек еды, так как уже на 4 ложке еды может начаться рвота – это происходит за счет смещения внутренних органов.  

Факторы, влияющие на быстрое прогрессирование сколиоза

Сколиоз прогрессирует весь период роста, то есть если он появился у ребенка в четыре года, то еще 13-15 лет ребенок будет расти – именно столько времени нужно лечить сколиоз. Как только рост останавливается, сколиоз перестает прогрессировать. То есть если он появился в 14 лет, то он сможет прогрессировать не так сильно.    Прогрессирование сколиоза зависит от вида сколиоза, например, травматический сколиоз быстро прогрессирует. Иногда у ребенка в положении сидя и в положении лежа можно увидеть разную степень сколиоза. Он может быть и в верхнегрудном, грудном и в поясничном отделе. А также бывает комбинированный сколиоз, это когда идет две дуги, и одна из них объединяет два отдела позвоночника.  

Как определить степень развития сколиоза?

  Существует несколько простых тестов, которые можно сделать для определения степени сколиоза. Для начала ребенка нужно обязательно раздеть, он должен босиком встать на пол с выпрямленными ногами. Просим его очень медленно наклоняться вперед, ручки при этом свободно свисают. Ребенок медленно скручивается, наклоняясь вперед, не напрягая при этом голову и не поднимая ее. В таком положении будет видна вторая степень сколиоза с одной стороны. Иногда даже можно увидеть отклонения в 10 градусов, если искривление идет не только на уровне мышц, но и на уровне ребер идет выбухание.   В домашних условиях тоже можно провести легкий тест: достаточно провести пальцем по остистым отросткам красной линией либо пальпировать каждый остистый отросток и отмечать его зеленкой или каким-то другим цветом. Далее смотрим на отметки в положении сидя и в положении стоя, лежа на боку и в положении лежа на животе: то есть смотрим на отметки в четырех положениях. Так можно увидеть отклонение дуги вправо или влево, а также отклонение самих остистых отростков. Если есть отклонение 3-5 мм, то это еще не является диагнозом, так как можно линию отметить неточно, либо такое отклонение может быть вызвано за счет тонуса мышц. Мы можем только предположить наличие сколиоза, но поставить диагноз может поставить только врач-ортопед, опираясь на снимки.   Пока нет точного диагноза, массажист может работать дифференцированно над искривлением осанки.  

Лечение сколиоза

Как только родители узнали о том, что у ребенка имеются нарушения во фронтальной плоскости, сколиотическая осанка или сколиоз под вопросом, стоит им посоветовать, чтобы ребенок как можно меньше сидел на стуле. С таким диагнозом ребенку нужно как можно больше лежать на животе на полу. Даже когда ребенок делает уроки, то ему лучше делать это лежа на животе на полу или любой другой твердой поверхности.   Для удобства нужна подставка под грудь, которую можно сделать из подушки, которую стоит скрутить и завязать для того, чтобы она сохраняла форму. Высота подставки должна быть такой, чтобы ребенку было удобно читать учебник или работать в тетради. Каждые 20 минут нужно, чтобы ребенок делал перерывы, так как двигательная активность полезна.    Необходимо исключить занятия, которые могут причинить вред. Исключить вертикальную нагрузку, ношение тяжестей, прыжки, бег с препятствиями, нельзя висеть на перекладине, так как происходит равномерное растяжение мышц, а нам нужно прорабатывать только одну сторону. Ребенку нельзя заниматься уроками физкультуры по той же программе, по которой занимаются другие дети. В зале ЛФК должен быть грамотный инструктор, который сможет организовать занятия в группе дифференцированно. В одной такой группе могут заниматься дети с астмой, с плоскостопием, со сколиозом, с сутулостью и с другими диагнозами. Инструктор должен уметь распределять детей с разными видами сколиоза и разных возрастов.    Инструктор должен разделить карты детей, у которых сколиоз справа и слева. Каждый ребенок должен знать свое место, ложиться дети должны головой к проходу. Далее инструктор может попросить поднять не левую руку, так как маленькие дети могут не знать, где левая рука, а например, руку, которая ближе к инструктору. Таким образом, каждый ребенок поднимает ту руку, которая расположена с той стороны, которую нужно прорабатывать. Далее инструктор может попросить поднять ногу, которая ближе к окну. Когда инструктор просит повернуться набок, спиной к инструктору, тогда одни дети перевернуться на правый бок, а другие дети на левый бок. Так можно организовать занятия даже в группах, в которых много детей с разными видами сколиоза. Такая нагрузка будет наиболее полезной для детей со сколиозом. Одна группа мышц будет расслабляться, а другая группа мышц приходить в тонус.    При лечении сколиоза важную роль играет массаж. Так как активный рост ребенка продолжается примерно до 17 лет, то и лечение должно проводиться до этого возраста. Сеансы массажа и лечебной процедуры должны проводиться очень часто. Желательно делать массаж не менее 15 дней в каждом месяце. Но даже во время перерыва ребенок должен минут по 15 делать упражнения.  Cколиоз у детей Если сколиоз прогрессирующий, то детей размещают в специализированные интернаты, где их не только обучают, но и лечат. Обучение происходит в положении лежа со специальными подставками. Дети в таких интернатах не занимаются сидя, они могут стоять, ходить и даже плавать, а вот сидеть им запрещено либо разрешается на минимальное время.   Когда к вам приходит ребенок или взрослый со сколиозом, вам нужно составить план массажа. Для этого осматриваете пациента на всех уровнях, нужно определить где есть отклонения. Смотрите стопы и лодыжки, так можно увидеть плоскостопие или вальгус, это уже говорит о том, что выше будет изменение таза и далее пойдет изменение положения позвоночника. Это значит, что лечить массажем только мышцы спины это неправильно. Мы должны делать общий массаж, но акцентируем внимание на те участки, где это более необходимо. Если увидели плоскостопие, делаем массаж стопы и советуем маме приобрести специальные стельки, а также советуем, какие упражнения ребенку необходимо выполнять. Показываете маме 3-4 упражнения для стопы, а также 3-4 упражнения для спины. Можно даже ограничиться 2-3 упражнениями, тогда больше вероятность, что мама будет делать их с ребенком.    Осматриваем тазобедренный сустав и все участки, где могут быть изменения. Затем рисуем себе схему, в которой отмечаем на каком уровне произошло изменение. Потом осматриваем талию, лопатки, надплечье. После чего осматриваем ушные раковины, уровень бровей и даже глаз. Далее рисуем схему массажа.   

Работа со спиной

Массаж необходимо начинать с укладки ребенка на столе. Укладываем ребенка на живот. С той стороны, где наблюдается выпуклость, руку необходимо опустить. С другой стороны вы увидите как бы провал – ребра вогнуты внутрь. С этой стороны руку поднимаем вверх, так как рука и лопатка с этой стороны расположены ниже, чем с той стороны, где выпуклость.    Если у вас много пациентов со сколиозом, то на рабочем столе можно сделать ремешки в районе, где располагаются руки и ноги. В районе лопаток можно заметить сильное западение, в этой области можно подложить снизу под грудную клетку свернутое полотенце. А с другой стороны также подложить валик из полотенца под отдел поясницы. Так мы придаем правильное положение ребенка на столе. Под голеностопные суставы также укладывается валик.   Далее начинаем массаж с общих приемов: поглаживаний и растираний. Растираем до тех пор, пока спина не станет красного цвета. При этом спина должна стать горячей. Затем делаем разминание всей спины, чтобы расслабить мышцы. Затем снова делаем поглаживания.  Нужно запомнить важное правило: там, где вы видите выпуклость, участок нужно тонизировать. А там, где вы видите вогнутость (например, западают ребра), нужно только расслаблять и растягивать.   Когда все мышцы подготовлены, начинается строго избирательная работа. Начинаем работу с паравертебральных мышц – это длинные мышцы спины, которые лежат жгутами вдоль позвоночника. Они начинаются от крестца и идут вдоль позвоночника с двух сторон. Задача паравертебральных мышц состоит в том, чтобы удерживать позвоночник в правильном положении. Их еще называют мышцами, поддерживающими позвоночник и осанку. Так как они представляют собой два столбца, которые поддерживают позвоночник в вертикальном положении.   Там, где мы наблюдаем вогнутость, паравертебральные мышцы очень сильно напряжены. А в местах, где имеются выпуклости, мышцы слабые.    Итак, первым делом мы начинаем расслаблять мышцы в месте, где появилась вогнутость. Для этого мы поглаживаем, растираем и растягиваем эти участки, при этом применяем не прерывистую вибрацию. А также согреваем эту мышцу путем растирания. При этом растирания делаем вдоль позвоночника. Движение даже больше похоже на растяжение с глубоким растиранием. Растягиваем эту мышцу двумя руками одновременно, одной тянем вниз, а второй вверх. Затем снова разминаем мышцу, где вогнутость и опять растягиваем. Далее можно перейти по диагонали и продолжать разминать симметричную паравертебральную мышцу в грудном отделе. Тут тоже нужно мышцу расслаблять путем растирания и растягивания.   Затем начинаем работу с выпуклостями. В этих областях мы можем работать более интенсивно. Например, на эти мышцы можно надавливать и разминать более глубокими надавливаниями. Эти движения хорошо приводят мышцы в тонус.   Допускается работа на симметричных мышцах. То есть с одной стороны, где есть вогнутость, мы расслабляем и сразу же переходим на симметричную мышцу и ее тонизируем. Затем снова расслабляем и растягиваем вогнутую мышцу, расслабить ее также помогает валик из полотенца, который мы изначально положили. И сразу переходим на симметричную мышцу и тонизируем ее. Затем поднимаемся в область грудной клетки и продолжаем работать. Сначала расслабляем вогнутую мышцу, затем тонизируем симметричную мышцу, которая выпуклая и напоминает горб.

Детский массаж от сколиоза

Затем прорабатываем зону талии. Находим угол талии, он находится под выпуклой частью, которая расположена на грудной клетке и над вогнутой частью. Этот угол талии нам нужно растянуть. Для этого ребенка нужно положить набок, который симметричен той стороне, где располагается угол талии. Под угол талии нужно положить валик. Далее растягиваем и расслабляем угол талии. Затем переворачиваем ребенка на другой бок, валик убираем и тонизируем косые мышцы. То есть продолжаем работать дифференцированно.   Следующей зоной, над которой мы будем работать – это плечи и лопатки. С той стороны, где имеется бугор, плечо и лопатка выше, а с той стороны, где вогнутость, лопатка и плечо ниже. Кладем ребенка в исходное положение: одна рука вверху, а вторая опущена вниз. Затем будем воздействовать на фиксаторы лопатки. У нас есть мышцы, которые тянут лопатку вниз, а есть те, которые могут потянуть ее вверх. Опущенную лопатку необходимо поднять. Для этого расслабляем нижние фиксаторы – это все, что находится ниже той лопатки, которая опущена вниз. Делаем движения, которыми толкаем лопатку вверх и на этом фоне тонизируем мышцы надплечья: тут находятся верхние фиксаторы лопатки. Затем снова выжимающим движением толкаем лопатку вверх и сразу тонизируем надплечье, то есть жестко их разминаем. Можно также применить легкие ударные приемы.   Затем переходим к работе с противоположной стороной, то есть к той, где у нас имеется бугор. Тут, наоборот, лопатка и надплечье расположены выше. Эти мышцы мы должны расслабить верхние фиксаторы вибрационными движениями, растянуть. Затем удерживаем эти мышцы в опущенном положении и видим, что под лопаткой образовался валик из мышц и мы его должны тонизировать. По мышечному валику мы можем постучать и жестко разминать. Затем опять расслабляем верхние фиксаторы, растягиваем эти мышцы, далее удерживаем в этом положении и тонизируем получившийся валик. Так нужно повторить несколько раз: так мы выравниваем положение лопаток и надплечья. Завершать работу со спиной мы должны поглаживающими движениями.  

Работа на передней поверхности грудной клетки

Укладываем ребенка на спину, валик перекладываем под колени. Тут у нас все находится в зеркальном отражении. На грудной клетке мы также увидим западающую часть и выпуклые ребра. Работу начинаем с живота. На животе делаем расслабляющие движения, можно сделать лимфодренаж или очень нежный легкий массаж так мы расслабим мышцы живота.    Далее переходим к грудной клетке. Там, где имеется вогнутость, мы работаем очень мягко, расслабляем, придерживая сверху рукой. Тут не допускается грубых приемов. Работаем, не задевая соски и околососковые кружочки и вокруг них 2 см, даже не прикасаемся. Техник для расслабления мышц много. С той стороны где выпуклость, мы тонизируем и укрепляем.

Приемы лечебной физкультуры и дыхательная гимнастика

После сеанса массажа можно применять упражнения из лечебной физкультуры. Ребенок встает и наклоняется вперед. Руку со стороны западающих ребер также вытягиваем вверх, а вторую руку ребенок ставит на ребра. Затем мы просим ребенка на вдохе, держать корпус горизонтально и изо всех сил тянуть вперед ту руку, которая поднята вверх, а второй рукой давить на ребра. Такая растяжка очень хорошо работает для коррекции тела. Хорошо работает дыхательная система. Ребенок не должен задерживать дыхание. Первый раз в таком положении можно держаться минуту и каждый раз увеличивать время. Максимально рекомендуется стоять в такой позе пять минут. Такое упражнение можно делать после каждого массажа.   Плюс ко всему, можно подключить дыхательную гимнастику по методике Марии Шрот. Рассмотрим одно такое упражнение. Берем спичечный коробок и кладем его на грудную клетку ребенка, который лежит на столе. Просим ребенка сделать глубокий вдох и выдох. На вдохе вы придерживаете рукой выпуклую часть ребер, как бы ограничиваете их движение. Не давите, а просто придерживаете. Затем нужно спросить, ощущает ли ребенок спичечный коробок у себя на грудной клетке. Ребенок, как правило, отвечает положительно. Тогда просите его на глубоком вдохе попытаться поднять спичечный коробок ребрами. Так можно повторить пять раз. Это очень эффективный способ коррекции. После этого упражнения ребенку будет легче дышать, так как разрабатывается та часть грудной клетке, которая мешает полноценному дыханию.    Если после каждого массажа выполнять эти два упражнения, это даст отличный результат. Не стоит проводить дыхательное упражнение более 5 раз. Но после 3 раза лучше спросить о состоянии ребенка, если все хорошо, то можно повторить еще пару раз.